Про неё родимую)))

14 января 2021

Массовое производство и широкий выбор доступной туалетной бумаги – одно из неоспоримых преимуществ современной цивилизации. Не так давно пользование туалетной бумаги было прерогативой избранных, а еще раньше о ней и вовсе не знали.

Тысячи лет назад люди использовали в гигиенических целях различные материалы в зависимости от страны, погодных условий, социального статуса, обычаев и т. д. Вместо бумаги они пользовались листьями растений, кукурузными початками, тканью, фруктовыми шкурками, ракушками, камнями, песком, снегом или водой.

Древние римляне переняли идею туалетов у греков и превратили их в места общего пользования. В 315 году до нашей эры в Риме было 144 общественных туалета. Для гигиенических целей римляне использовали закрепленную на деревянных палочках средиземноморскую губку, представлявшую собой эластичный пористый материал. Перед использованием губку споласкивали в проточной воде, которая текла по желобу перед сиденьями. Известны упоминания о сочетаниях шерсти и розовой воды в богатых домах и, по греческому обычаю, о гальке.

На тропических островах предпочитали плоские раковины моллюсков, а иногда – кокосовую скорлупу. Эскимосы выбирали мох или снег. Викинги – шерсть. Американцы разных цивилизаций, от майя до первых американских поселенцев – кукурузные кочерыжки.

Люди из исламских и индуистских культур использовали левую руку и воду (сегодня этот обычай сохранился).

Известно, что Цай Лунь, сановник китайской династии Хан, изобрел бумагу в 105 году н.э. Самые ранние упоминания об использовании туалетной бумаги в 589 г. н. э. тоже были задокументированы древними китайцами. Но до современной версии оставалось почти тысяча триста лет.

И вот в 1391 году появляется предмет роскоши, специально разработанный для императорской семьи. Служба снабжения времен начала династии Мин скрупулезно подсчитала количество листов (каждый имел размеры примерно 70 на 90 см), необходимых для нужд двора. Императорская семья и сам основатель династии в год расходовали 15 тысяч таких, толстых и ароматизированных, листов. Придворные – 720 тысяч.

Китайские новшества движутся вперед и в наши дни: в уборных пекинского Храма Неба поставили первый… туалетный сканер для распознавания лиц, чтобы уберечься от бумажных воришек.

Позже европейцы перешли на книжные, журнальные и газетные страницы. Известная цитата Честертона гласит, что нужно «всегда с собой носить томик дешёвых стихов, чтобы, сидя на горшке, развлечь себя, а потом найти достойное применение прочитанному». А один из старейших толстых журналов США, «Альманах старого фермера», специально издавали на мягкой сероватой бумаге. Более того, вскоре издатели снабдили стостраничный альманах отверстием, чтобы том удобнее было вешать на гвоздь.

Изобретателем бумаги, предназначенной исключительно для туалета, считают американца Джозефа Гайетти. Выпущенная в 1857 году Gayetty’s Medicated Paper – лечебная бумага Гайетти – была пропитана алоэ и защищена водяными знаками с фамилией производителя.

В 1880-е британец Уильям Олкок нарезал бумагу листами и упаковал в коробку, на которой, чтобы не отпугивать возможных покупателей, было написано: «Бумажные бигуди». Имя конкретного человека, придумавшего сворачивать туалетную бумагу в рулон, история не сохранила. Известно только, что впервые такие рулоны стала выпускать промышленными партиями американская бумажная фабрика Scott Paper в 1890 году.

В Европе первым наладил производство рулонной туалетной бумаги немецкий промышленник Ханс Кленк. В 1928 году он создал в Германии фирму и назвал ее «Хакле», соединив первые буквы своих имени и фамилии. Предприимчивый немец придумал, как поступить, чтобы люди перестали смущаться, делая покупку.

Слоган его фирмы звучал так: «Просите "Хакле", и вам не придется произносить слова "туалетная бумага"». Было также придумано важное нововведение - на рулонной ленте нанесли перфорацию для удобства пользователей.

В России о существовании сортирного новшества узнали в ХVII веке от посла, посетившего Китай. Царь Алексей Михайлович распорядился о производстве бумаги из холстины для нужд двора после эпидемии чумы 1654 года. Однако удобство было недоступно простолюдинам, которые по-прежнему использовали лопухи, сено, тряпье и снег. И надолго забылось после смерти царя.

С начала XIX века, когда в мире наступила эпоха газет, состоятельные сословия в России начали выписывать или покупать газеты, используя их сперва для информации, потом - для гигиены. В первое десятилетие XX века туалетную бумагу привозили из-за границы для обитателей Кремля и для гостиниц, принимающих иностранных туристов. Свое первое знакомство в парижском туалете с туалетной бумагой Владимир Маяковский описал в стихотворении «Парижанка»: непонятное слово «пипифакс» не знали почти все его читатели. И только в 1968 году Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат в Ленинградской области (он работает до сих пор) стал выпускать рулоны для народа. Правда, новая продукция натолкнулась на нулевой спрос - советские люди понятия не имели, для чего нужны рулоны бумаги, и не покупали их. Зато после мощной рекламной кампании в киножурналах и бесплатной раздачи рулончиков на крупных заводах и фабриках успех нового товара превзошел все ожидания. Туалетная бумага продавалась только в Москве и Ленинграде, но даже там заветные рулончики были хроническим дефицитом еще несколько десятилетий. Дефицитный товар несли домой в виде бус.

Сегодня требовательных пользователей не удивить бумагой всех цветов радуги. По статистике треть жителей Земли использует это благо цивилизации по назначению со скоростью тысяча рулонов в секунду. Но есть и нестандартные способы использования.

Со времени Второй мировой войны, когда американцы напечатали на туалетной бумаге портрет Гитлера, подобная антиреклама стала частой. Множество политиков и известных людей украсили собою перфорированные листки.

Известно использование бумаги камуфляжной расцветки в целях маскировки танков во время операции «Буря в пустыне». А портал Cheap Chic Weddings в который раз проводит конкурс бумажно-туалетных дизайнерских свадебных платьев.

Написать комментарий